Конспект занятия «Добрыми делами славен человек»

Форма проведения:  диалог с элементами игры. Раздаточный материал: картинки с изображением поступков детей,  карточки с пословицами, с названиями качеств людей, дидактическая игра «Сделай выбор»;

Наглядный материал:  «Что такое доброта?» «Сострадание», «Пословицы о добре»

Провела:  Петрова Н. В.,

Возраст детей: 15-19 лет.

Продолжительность  занятия: 40 мин.

ЦЕЛЬ: дальнейшее развитие представлений подростков о добре, доброте и добрых поступках.

ЗАДАЧИ:                                                                                       

    1.Образовательная: формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение. Формирование у воспитанников представления о добрых делах, добрых поступках, понимания значимости доброты в жизни каждого человека. Показать на конкретных примерах доброту отношений между людьми.                                                                                                      

   2.Воспитательная: Воспитание чувства доброты, доброжелательного отношения к людям, умение проявлять сострадание и сочувствие.

3.Коррекционная:  Коррекция личностных качеств воспитанников. Коррекция и развитие умений воспитанников давать адекватную самооценку. Развитие коммуникативных способностей, развитие связной речи. логического мышления, умения делать выводы.

1.Организационный момент.

Добрый день! Очень рада Вас видеть.  Сегодня, не совсем обычное занятие, у нас гости. Я прошу вас быть хорошими собеседниками. Договорились?

 Упражнение “Я рад общаться с тобой”

Сейчас выполните такое задание: протяните рядом стоящему руку со словами: “Я рад общаться с тобой, Алеша”, а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так “по цепочке” все берутся за руки и образуют круг.

Замечательно, ребята, сегодня мы с вами на занятии будем обсуждать одну очень серьезную проблему, с которой, я так думаю, каждый из нас сталкивался и не 1 раз. Мы совершим путешествие по дороге Добра, познакомимся с важными качествами доброго человека, узнаем, что такое добро, какие дела и поступки считаются добрыми, будем учиться совершать добрые дела, узнаем, кого считают добрым человеком.

Тема сегодняшнего занятия: Добрыми делами славен человек.

2.Основная часть занятия

2.1 Что такое добро? Обсуждение.   

Что же такое добро? Ответы детей. ( Добро — это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим, добро это – это всё хорошее.)

Добро — это  благо для другого человека.  Добро — это умение поставить себя на место другого. Добро – это внимание и забота о близких.  Добро – это умение проявлять сочувствие.             Добро – это уважение, чуткость к людям.

«Добро»  = любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, бескорыстие, помощь, жалость, прощение, милосердие, помощь, взаимовыручка.

Милосердие (милость сердца) — это постоянная помощь слабым,  больным и старым.

 

 Словарь С.И.Ожегова. «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»                                                                                                                           Примеры из жизни (заболел одноклассник, помощь в группе). Что вы чувствуете, когда делаете добро? (радость, счастье, приятно, появляется желание вновь  сделать добро). Доброта вырабатывалась человеком в течение столетий для того, чтобы было легче жить, общаться друг с другом. Чтобы это общение приносило радость.                                                                                               

2.2 Ситуации из жизни. Обсуждение ситуаций.

— Я вам хочу предложить для обсуждения ситуации, которые происходили с такими же как вы детьми. Ваша задача – помочь в сложной ситуации, поступить по-доброму. 

1. Ситуация .

Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Как вы считаете, какое решение принял Петя? Как вы, оцените поступок Пети?

2. Ситуация.                                                                                                                                                        

Витя и Ваня — друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо,
Ваня — не очень. Витя по-доброму относится к Ване, регулярно дает ему списывать домашние задания.  Как вы оцениваете поступок Вити?

3.Ситуация.  Серёжа, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.                                                                                                                                                                       

 4.Ситуация . Соседка попросила Колю сходить в магазин за хлебом, он согласился, но сказал, что за это она должна чем — то отблагодарить его.

По каким мотивам совершались добрые дела? .

 В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя. 
Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?
Всегда ли вы совершаете добрые поступки бескорыстно? Задумайтесь над этим.

 

Мы с вами говорили, что в жизни есть хорошие и плохие поступки. Конечно, всем нам хочется, чтобы хороших поступков,  было больше. От нас самих зависит, какие поступки мы будем совершать. 

 Ответы на вопрос, что такое добро и зло искали и наши далекие предки. И свои размышления оставили нам в назидание в пословицах и поговорках.

2.3. Работа детей с пословицами. ( ДЕТИ ЧИТАЮТ И ОБСУЖДАЮТ ПОСЛОВИЦЫ)

  1. Добрые дела красят человека. 2.Друг познается в беде.
  2. Доброе слово лечит, а злое калечит. 2. Лень – мать всех пороков.

 

1.Не одежда красит человека, а его добрые дела. 2. От безделья— дурь, наживается, в труде воля закаляется.

1.Доброму слову – добрый ответ. 2.Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Итак, мы с вами можем сказать о том, что добро, доброту всегда ценили, и человека ценили за добрые дела.

2.4. «Галерея добрых дел» — картинки с изображением поступков. (рассказы о поступках, изображенных на картинках)

 2.5 Добрый человек? Итак, добрыми бывают не только поступки, но и слова. Ведь не всегда человек может помочь делом, помочь можно и словом. Когда человеку плохо, сказать, что все  у него получится, что все будет хорошо.

Нам надо выяснить, каким должен быть добрый человек, какими мы должны стать.  (ответы детей) Добрый человек — это тот, кто любит людей и помогает им. любит все живое: растения, зверей, цветы, жучков, паучков. Готов прийти на помощь в трудную минуту, вежлив, внимателен. Он делает добрые дела не ради  награды. 

Добрым человеком быть нелегко. Надо учиться им быть.

Игра — «Игра со шпаргалкой» (дети выбирают качества необходимые доброму человеку).

На доске: «Добрый человек»

Подростки зачитывают выбранные качества, объясняют, почему они их выбрали. Названия      качеств вывешиваются на доску.

Забота,  равнодушие,

 Доброжелательность, вспыльчивость

Грубость,  уважение,

Жадность,  бескорыстие

Чуткость, равнодушие                                                                                                                                                               

Милосердие,забота                                                                                                                                                                     

Сопереживание,сострадание,сочувствие.                                                                                                                      Прощение,жалость.                                                                                                                                                                    3. Итог  занятия. Сейчас нам необходимо подытожить, все то, о чем мы сегодня с вами говорили.

О чем и о ком мы с вами сегодня говорили?

Примерный ответ:

 (О доброте.    Что добро, доброту всегда ценили, и ценили человека за добрые дела)

 Человек каким должен быть? ( Добрым.)

Что делает? Человек добрый – помогает там, где нужно, понимает другого, выручает друзей в беде, не ссорится, улыбается тем, с кем общается, сочувствует.

 («Не желай никому того, чего не желаешь себе «.)

Я верю, что вы будете жить по законам добра, приходить другим на помощь. Ведь добрые дела живут века. Человека ценят за доброе сердце и добрые поступки. Спешите делать добро, не ждите, когда его сделают за вас другие. Идите по дороге Добра.

А как вы думаете:  легко ли быть добрым человеком и делать добрые дела?

Стихотворение.   

  Добро и зло творить

Во власти всех людей.

Но зло творится без   труда                                                                                                                                                                                                  Добро творить трудней.      Звучит песня «Дорогою добра»